Игры, в которые играет бизнес: кейсы применения серьезных игр для решения задач — новости НЛМК
image

20

мар '23

Игры, в которые играет бизнес: кейсы применения серьезных игр для решения задач

Колонка эксперта

3079

14

Елизавета Лобанова
Все статьи автора (1)

Игры все чаще становятся частью образовательных программ и помогают бизнесу решать прикладные задачи. О кейсах применения серьезных игр в разных сферах деятельности рассказывает главный специалист Школы лидерства и командного взаимодействия Корпоративного университета Группы НЛМК Елизавета Лобанова.

Начиная примерно с 2010 года бизнес-сообщество активно обсуждает использование игр для решения задач и достижения разнообразных целей: от образовательных до социальных и экономических. Из года в год игровые форматы и геймификация входят в тренды HR, T&D, L&D сферы, появляются компании, специализирующиеся на разработке бизнес-игр, которые становятся востребованными среди корпораций, в том числе на российском рынке.

Если посмотреть шире, то согласно отчету Mordor Intelligence, мировой рынок серьезных игр оценивался в 6,29 млрд долларов США в 2020 году, и ожидается, что к 2026 году он достигнет 25,54 млрд долларов, зафиксировав среднегодовой темп роста в 26,37% в течение прогнозируемого периода.

Распространению серьезных игр способствует растущая осведомленность, появление специализированных программ в крупнейших университетах, например, в MIT (Массачусетском технологическом университете), увеличение инвестиций крупных игроков в этот сектор, растущий спрос о стороны населения. Не последнюю роль в распространении игр сыграла пандемия COVID-19, которая подстегнула развитие цифровизации и инноваций практически во всех сферах, а особенно сильно в сфере образования.

При всем при этом, как разработчик, ведущий и популяризатор игровых технологий, я продолжаю видеть недоверие и непринятие этого формата у разных целевых аудиторий. Кто-то утверждает, что игры применимы только к маленьким детям, так как это несерьезная и непродуктивная деятельность. Другие считают, что разработка игры — это трудно, дорого, долго, а для людей такой формат будет слишком сложен. Третьи не верят, что игры могут решать реальные проблемы бизнеса.

Чтобы разобраться в вопросе, давайте посмотрим:

  • Что такое серьезные игры?
  • В каких сферах они применяются?
  • Какие компании уже внедрили серьезные игры?
  • Каков эффект от применения игры?

Пойдем по порядку.

Бизнес-игры 1
Бизнес-игры 2
Бизнес-игры 3

1. Понятие серьезной игры

Игры, которые решают прикладные задачи, как только не называют: деловые игры, бизнес-игры, бизнес-симуляции, серьезные игры и так далее. Что же это такое?

Согласно определению Оксфордского словаря, к которому апеллирует большинство остальных источников:

Серьезная игра — это жанр игр, которые предназначены не только для развлечения, но для обучения и изменения установок.

Синонимом серьезных игр являются прикладные игры. Иными словами, это игры, которые одновременно развлекают и решают реальные задачи.

С этими понятиями тесно связана область деятельности, которая называется игропрактика, то есть применение игровых методов для решения различных практических задач, требующих коллективной деятельности.

Симуляции, бизнес-игры и деловые игры — это по сути ответвление от серьезных игр. Они, как правило, направлены на развитие навыков и умений, проходят в интерактивном формате моделирования реальных ролей, процессов, ситуаций и мест. В симуляции моделирование занимает центральное место, тогда как в играх моделирование происходит в более игровом формате с использованием игровых элементов: сюжета, персонажей, различных механик.

Прикладные результаты как раз достигаются тем, что в игре воспроизводятся реальные процессы, а не выдуманные. У нас может быть сколько угодно медалей, персонажей и фишек, но если игра разработана таким образом, что она соотносится с рабочим процессом, то вместе с развлечением команда получает еще и реальную пользу. Конечно же, если игра сбалансирована и разработана с умом. Не каждая игра будет приносить необходимый результат.

2. В каких сферах применяются игры?

На самом деле спектр применения игр очень широк. Они применяются и в сфере образования для обучения и развития навыка, и в HR-практике для адаптации новых сотрудников, и даже на больших производствах. Так, например, первой деловой игрой считается эксперимент в Ленинградском инженерно-экономическом институте (ЛИЭИ) в июне 1932 года. Автором первой игры стала Мария Берштейн, преподаватель, которая разработала игру, имитирующую пуск цеха. Игра предназначалась для руководителей, и ее целью была отработка процесса запуска нового цеха, прежде чем это произойдет в реальности.

Согласно А. Яцыне, игры применяются для достижения следующих результатов:

1. Получение удовольствия, положительных эмоций, отвлечение от текущей рутины. Такие игры прекрасно подходят для мероприятий, корпоративов, тематических событий.

2. Перенос на текущую деятельность решений и способов, а также поведения или моделей деятельности, проявленных в игре. То есть мы что-то отработали в игре, и с ее помощью выявили самую эффективную модель. Затем мы меняем свое поведение в реальной жизни согласно игровому результату. Такие игры имеют очень широкое применение: от психологии до улучшения командной работы.

3. Создание какой-то ситуации, разработка чего-то нового. Здесь игровая реальность чаще всего работает моделью системы в будущем. Это может быть история про новые продукты или новые бизнес-процессы, новый способ управления или работу с новым рынком.

4. Выработка или улучшение какого-либо навыка или умения. Это та самая образовательная игра.

5. Оценка развития какой-либо ситуации: работоспособен или нет новый бизнес-процесс, будет ли успешен бизнес в тех или иных условиях, что послужило причиной текущей ситуации? Это ассесмент-игры, которые помогают оценить эффективность или другие критерии процесса или человека.

3. Примеры применения игр в разных сферах деятельности.

Давайте рассмотрим несколько примеров применения игр в разных компаниях и под разные задачи.

1. Игра на лидерские стили «Не за горами». Корпоративный университет НЛМК.

Да, мы в Корпоративном университете не только пишем о пользе игр, но и применяем их. Игра «Не за горами» была разработана для образовательного решения «Добро пожаловать в НЛМК» для практической отработки навыка переключения между разными лидерскими стилями и выявления наиболее комфортного для себя.

Игра проводится в формате настольной игры. По сюжету игроки становятся лидерами своих воображаемых команд, которые им нужно провести с вершины горы до безопасного лагеря в долине, преодолев все препятствия дикой природы, сохранив свою команду в целости и сохранности.

У команды игрока есть 4 показателя: мотивация, эффективность, лояльность и эффективность. Игрок в свой ход тянет случайную ситуацию, которую он должен решить, используя одну из карт лидерских стилей. При этом каждая карта увеличивает и уменьшает те или иные характеристики команды игрока.

Цель игры — прийти к финишу первым, сохранив при этом свою команду в балансе.

По результатам игры участники отмечают, что в процессе им приходится выходить из своей лидерской зоны комфорта и решать ситуации непривычным для них способом, что способствует расширению лидерской компетенции. Особую ценность для участников также представляет мнение коллег, которые порой используют неожиданные решения. Таким образом происходит кросс-обогащение всех игроков.

Не за горами 1
Не за горами 2
Не за горами 3

2. Игра на командное взаимодействие «Хьюстон, у нас проблемы» в Газпром Нефть.

У компании возникла потребность в проведении игры, позволяющей решать следующие задачи:

  • Закрепить навыки, полученные в процессе недавно пройденной обучающей программы.
  • Настроить участников на работу в команде, партнерство и взаимодействие.
  • Отработать навыки работы в команде и кросс-функционального взаимодействия в условиях неопределенности.
  • В ходе игры оценить общий уровень участников и определить области для развития потенциала команды.

Игра «Хьюстон, у нас проблемы!» была проведена компанией Mango Games.

В процессе игры участники взяли на себя роли астронавтов и получили задачу — за 90 минут выполнить три миссии для подготовки к старту космических кораблей с поверхности Луны. Игра проводилась в два потока — восемь команд играли одновременно.

Для выполнения миссий необходимо наладить коммуникацию между командами. Игра продумана так, что по отдельности команды со своими задачами не справятся. По результатам коммуникации в игре было предусмотрено две версии финала:

1. Миссии выполнены, команды улетают с Луны.

2. Команды не договорились, миссии не выполнены, корабли к старту не готовы.

Через 45 минут после начала игры участники получают сообщение из Хьюстона, которое меняет распорядок миссий и добавляет новые. В ходе игры участники учились работать в рамках совместно выработанных правил, налаживали коммуникации между командами, распределяли ресурсы, учились концентрироваться и искать выход из трудных ситуаций.

В результате игры и рефлексии после нее были определены сильные и слабые стороны команд, что помогло спланировать дальнейшее обучение и развитие участников. Кроме того, командами были сделаны важные выводы относительно совместной работы, и открылись детали, которые они не замечали ранее.

3. Обучающая игра-стратегия «Ритмен» в ОБИ

Задачей разработки игры было увлечь руководителей процессом обучения и ускорить процесс их развития. Было необходимо развить такие навыки, как расстановка приоритетов, самостоятельное принятие решений и поиск возможных рисков. Кроме этого, участникам было необходимо получить опыт в различных направлениях бизнеса.

В итоге была разработана бизес-симуляция «Ритмен» (сокращение от «ритейл менеджер»). Симуляция была реализована в формате компьютерной бизнес-симуляции, которая имитирует деятельность магазина ОБИ.

Создание и тестирование симулятора заняли 12 месяцев. Разработчики компании Level, помогающие в создании игры, провели много времени в магазинах вместе с директорами и их заместителями, чтобы вникнуть в бизнес-процессы и создать максимально реалистичную симуляцию.

Задачи бизнес-игры соответствуют реальным ситуациям: от проведения инвентаризации до урегулирования претензий покупателей. Таким образом, участники игры не только приобретают опыт в различных направлениях бизнеса, но и учатся расставлять приоритеты, самостоятельно принимать решения и просчитывать возможные риски.

В результате прохождения симуляции:

  • на 30% сократились затраты на обучение персонала;
  • на 85% сократилось время на обучение одного руководителя;
  • текучесть стажеров на руководящие должности сократилась на 10%.

4. Какие эффекты есть от игры?

На основе вышеупомянутых примеров и научных исследований можно сделать вывод, что игры:

  • Повышают мотивацию и вовлеченность за счет наличия четких задач и быстрой обратной связи, развития социального взаимодействия, переживания чувства удовлетворения от достижения успеха в игре и наличия в игровом нарративе смысла, который может быть «больше», чем мы сами. Причем это работает как для детей, так и для взрослых людей.
  • Дают безопасный опыт и среду для экспериментов. Цена ошибки в игре не такая высокая, как в жизни. Игра создает «магический круг», где можно попробовать разные модели и отобрать для реальной задачи самое лучшее.
  • Помогают нам проверить свои возможности, тренировать и оттачивать свои навыки.
  • Помогают откалибровать эмоциональные реакции человека на многие неожиданные и неоднозначные события, так как формируют навык реакции на игровые события.
  • Положительно влияют на умственное развитие, поскольку игровая деятельность усложняется, и за счет этого создаются новые нейронные связи.

Игра — это не всегда долго и дорого. Большие электронные симуляции безусловно требуют большого количества ресурсов. При этом создание настольных или кабинетных игр стоит не так дорого и может быть осуществлено в короткие сроки. Все зависит от вашей задачи и цели.

Играйте на здоровье!

Елизавета Лобанова, главный специалист Школы лидерства и командного взаимодействия Корпоративного университета Группы НЛМК

3079

Похожие публикации
Один модуль из жизни Level Up

15 фев’ 22

Обучение Один модуль из жизни Level Up

931

9

Все о Корпоративном университете НЛМК

2285

252

Лидеры учат лидеров

20 авг’ 21

Обучение Лидеры учат лидеров

1573

28

Страница будет перезагружена через3c
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы предоставить вам лучший пользовательский опыт. Вы можете узнать больше о том, какие файлы cookie мы используем. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов Cookie и Политикой ПАО «НЛМК» в области обработки и защиты персональных данных, в которых объясняется, как мы обрабатываем ваши личные данные. Продолжая работать на нашем сайте, вы подтверждаете свое согласие на использование всех файлов cookie. Нажмите кнопку «Разрешить все Cookie», чтобы скрыть это сообщение.
Настройки